Чем занять детей кроме гаджета
В современном мире время становится одним из ресурсов, почти как здоровье или деньги. Чем старше становится человек, тем больше он склонен ценить свое время. Вместе с этим очень часто в своей практике я слышу фразу «мне совсем некогда заниматься с ребенком». Согласитесь, знакомо? А где, как правило, среднестатистический человек тратит этот ценный ресурс? Ответ для типичного городского жителя — в дороге. Вот мне и пришла мысль объединить эти два послания и описать несколько игр, в которые можно играть вместе с детьми в машине, ненавязчиво развивая их и избавляясь от комплекса плохого, вечно неуспевающего родителя.
Самая простая и приятная игра на воображение «На что похожи облака». Мне кажется, нет смысла расписывать описание — все понятно из названия.
Игра на расширение словарного запаса — «Слово на одну букву». Выбирается любая буква, например А — и все по очереди называют слова на эту букву. Первоначально просто и незамысловато (апельсин, автомобиль…), а вот после 10–20 круга из недр памяти приходится вытаскивать слова, которыми в бытовой жизни мы не оперируем (абзац, абсурд, апофеоз и т. д.). Естественно, незнакомые слова ребенку объясняются.
«Что в середине?». Нужно задать две буквы для начала и окончания слова, например «Р» и «А». Задача придумать как можно больше слов, где «Р» будет первой, «А» — последней. Количество букв в словах может быть любым. Предположим: «река», «рука», «роща», «репка», «рифма», «румба», «ракета», «рябина», «ромашка», «разведка».
«Каким бывает» — нужно по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т.д.). Кто больше сможет придумать определений — выиграл. Цель — расширение словарного запаса.
Аналог предыдущей игры — «Что подходит». Называете любой признак — ребенок должен быстро перечислить любые предметы, которые ему соответствуют: чем больше — тем лучше. Например, вы говорите «тёплый». Что подходит? «Компот», «дождик», «объятия», «пожелания», «батарея» и др.
«Что общего у предметов» — нужно найти как можно больше сходства или отнести предметы к одной общей группе. Например, простой вариант: панама, кепка — головные уборы, более сложный — найти общее у двух предметов из разных категорий: телефон и звезда, коробка и тетрадь. Цель — развиваем умения оперировать обобщающими понятиями, аргументировать свою точку зрения, а также развиваем мышление и фантазию.
Аналог предыдущей игры «Что разного у предметов». Цели те же.
«Адвокатские споры» — игра на умение формулировать и доказывать свою позицию. Предлагается любой месседж, например «Болеть — плохо». Задача одного игрока предоставить аргументы в защиту этой позиции, другого — придумать аргументы для обратной. Чем более забавными будут браться исходные утверждения, тем интереснее будет играть.
«Сочинение историй по очереди» — один человек начинает историю, второй ее продолжает и так далее. Плюсы этой игры: развиваем связную речь, развиваем фантазию. Кроме того, эта игра дает информацию для родителей об интересах ребенка, его способах реагирования.
Естественно, это далеко не весь перечень словесных игр в дорогу, просто эти игры действительно работающие, проверены мной на двух детях и нескольких сотнях километров.
Кроме того, не стоит забывать, что игра с ребенком в словесные игры ставит родителя и ребенка в позицию друзей, а не в частую позицию аниматора, лектора или слушателя. Что очень ценно для детей. По мере взросления сами требования к играм и слова будут усложняться, и вы сможете с гордостью наблюдать эту «словесную эволюцию».
Педагог-психолог Acadia School Ирина Харлукова